image001
image003
image004
image005
image006
image008
image009
image010
image011
image012
image013
image014
image015
image016
image017
image018
image019
image020
image021
image022
image023
image024
image025
image026
Авторизация   20 | 01 | 2025

Лаборатория - Методические материалы

Методические материалы:

 

Использование научных исследований для продвижения грамотности и чтения в библиотеках / Lesley Farmer and Ivanka Stricevic The Hague, IFLA Headquarters, 2011. –33p. 30 cm. – (IFLA Professional Reports : 128) (Russian translation of IFLA Professional Report 125). Текст
Издано новое Руководство для библиотекарей от Секции грамотности и чтения ИФЛА. Подготовлено Лесли Фармер и Иванкой Стрицевич, переведено на русский язык Ольгой Андреевой и Анастасией Россинской.

ИЗДАНИЯ:

Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Методические рекомендации по проведению социологических исследований детского чтения / Рос.гос. детск. б-ка; авт.-сост. : Е. А. Колосова, А. Ю. Губанова. М., 2021. 136 с. Читать.

Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 1. Составление анкеты. Проведение интервью : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Губанова А. Ю., Колосова Е.А. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 48 с.

Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 2. Неопросные методики исследования : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Колосова Е. А. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 38 с.

Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 3. Обработка результатов исследования : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Губанова А. Ю., Колосова Е. А., Чудинова В. П. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 32 с.

СТАТЬИ:

Изучение детско-подростковой аудитории в Интернете: преимущества и недостатки онлайн-опросов.  Губанова А.Ю.  / Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018 (4). С.128-133. Также.

Дети и детство как объекты социологических исследований. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. // Социологические исследования. № 3, 2018. С. 62-69.

Как провести исследование, чтобы выяснить мнение взрослых об обслуживании детей в библиотеке? Колосова Е.А., Майорова-Щеглова С.Н. // Современная библиотека. 2014. № 10. С. 76-81

 

ЛЕКЦИИ:

 

Материалы семинара «Когда библиотекарь – ученый: исследовательские интересы в книжной культуре». Российская национальная библиотека. 06.06.2024.


Неустроева Аиза Борисовна, кандидат социологических наук, сотрудник Научного исследовательского института чтения при Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) - об исследованиях чтения. Интервью в рамках проекта «ПроБиблио», цикла видеоинтервью с представителями библиотечной отрасли.

23.04.2020. Е.А.Колосова, А.Ю.Губанова. РГДБ. Методическая лекция-консультация «Проведение социологических исследований в библиотеке: традиционные и новые методики».

С апреля 2021 года в Российской государственной детской библиотеке проходят вебинары из цикла «Проведение социологических и библиотековедческих исследований детского чтения и библиотечной аудитории» – Вебинар № 1 «Анкетирование в библиотечной работе: преимущества и ограничения»Вебинар № 2. «Виды и формы интервью с детско-подростковой аудиторией». Вебинар № 3 "Обработка и анализ данных исследований: как избежать ошибок?". См. также. Вебинар “Неопросные методы исследований: как еще можно изучать детское чтение и читателей библиотек” (октябрь 2021).Вебинар «Социографические методы изучения детской аудитории библиотек» (21 октября 2021). Вебинар "Визуализация данных исследований детства: графики, диаграммы, инфографики" (декабрь 2021).

 

10 июня 2020 г. в рамках цикла вебинаров «Методическая среда» Калининградской областной научной библиотеки состоялась онлайн-лекция «Зачем нужны социологические исследования в библиотеке? Что и как можно и нужно изучать?», которую прочитала Маргарита Михайловна Самохина, заведующая Исследовательским центром «Библиотека. Чтение. Молодёжь» Российской государственной библиотеки для молодёжи.

2020. ноябрь-декабрь. Российская государственная библиотека для молодёжи провела цикл онлайн-мероприятий для библиотечных специалистов «Библиотекарь как социолог» — это авторский онлайн-курс Маргариты Михайловны Самохиной, кандидата социологических наук, известного специалиста в области социологии чтения и библиотек: Лекция 1. 13 ноября 2020 г. Библиотечная социология и библиотечный маркетинг. Программа исследования  Лекция 2. 17 ноября 2020 г. Методы сбора информации. Наблюдение. Анализ документов. Возможности их использования в библиотечной социологии. Лекция 3. 20 ноября 2020 г. Анкетирование. Лекция 4. 27 ноября 2020. Интервьюирование. Опрос экспертов. Анализ спроса. Лекция 5. 15 декабря 2020. Обработка, представление и анализ информации. Лекция 6. 18 декабря 2020 г. Отчёт и публикации. Этика библиотечного исследователя.  


Лаборатория - Небиблиотечные исследования чтения

Небиблиотечные исследования чтения:

 

Опубликовано: Инфраструктура чтения с позиции субъекта : монография / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, К. С. Киктева, Е. С. Романичева, О. В. Сененко; науч. ред. Е. А. Асонова. – М.: МГПУ, 2020. – 216 с. Монография обобщает результаты междисциплинарных исследований в области чтения, проведенных лабораторией социокультурных образовательных практик в течение пяти последних лет. Читать.

 

Любовь БОРУСЯК. Культура и культурность: взгляд современных подростков на культурного человека // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2021. январь-июль. / Аналитический центр Юрия Левады.  М., 2021. С. 137-145.

Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников).  
Часть 1 // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 4. С. 97–110.
Часть 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 93–105.

Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования. Н.А.Борисенко, К.В.Миронова, С.В.Шишкова, Г.Г.Граник. Москва. Психологический институт Российской академии образования. // Science for Education Today (до 2018 г. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета). 2020. т. 10. № 5. С. 28-49. Читать.

Читатель и библиотека в контексте коммуникации науки и общества. Л. К. Курмышева , М. А. Плешакова, Т. А. Калюжная // Библиосфера. 2022. № 3. С. 32-40. Читать.

 

Материалы семинара «Когда библиотекарь – ученый: исследовательские интересы в книжной культуре». Российская национальная библиотека. 06.06.2024.

 

вциом: Чтение в эпоху цифры (опубликовано 18.11.2024).

«ЛитРес»: интерес пользователей из разных регионов России к современной русской литературе за последние 12 месяцев (опубликовано сентябрь 2024).

Портал "Строки": Почему мы мало читаем и как с этим быть? Итоги опроса (опубликовано март 2024).

Что, как и зачем читают: исследование СберУниверситета о чтении (опубликовано 28.12.2023) + интерактивная презентация.

"Ромир": Три четверти россиян больше любят читать бумажные книги (опубликовано 08.11.2023).

Левада - центр: Советские и российские поэты и поэтессы XX века (опубликовано 10.08.2023).

НАФИ: Каждый четвертый житель России хочет читать больше электронных книг. Опубликовано 29.06.2023.

ЛитРес: Самой популярной цифровой классической книгой в России стала «Война и мир» (опубликовано 6 июня 2023 г.).

Самая читающая страна: мониторинг. Несмотря на все передряги, информационную перегрузку, рост цен и прочие напасти, читать россияне за последние годы стали больше, - показывает свежий опрос ВЦИОМ (Опубликовано 17.04.2023).

 

Литературные предпочтения российской молодежи, выбор книг, отношение к библиотекам : Более половины российской молодежи (67%) читают книги с той или иной периодичностью. Треть молодых россиян (33%) читают крайне редко или не читают вообще, причем меньше всего ценителей литературы среди респондентов от 14 до 17 лет – 40% из них признаются, что не любят читать. Таковы результаты социологического исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в партнерстве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. (Опубликовано июнь 2022)  Официальный сайт Аналитического центра НАФИ.   Читать.


НАФИ: Дети и книги – 2022. Читают ли россияне своим детям?

Исследование Mediascope: поиск книг в интернете (опубликовано 12.07.2022). Презентация исследования.

Тренды культурного досуга: 1992-2022. Россияне стали чаще посещать музеи и выставки, зато популярность библиотек и книжных магазинов несколько снизилась. (ВЦИОМ, июнь 2022).

ВЦИОМ: Книжная культура - 2022. Несмотря на распространенность экранного чтения, привычная бумажная книга остается популярной у россиян всех возрастов. Опубликовано 26 мая 2022.

ФОМ: К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Актуальны ли произведения Достоевского для современного читателя? (опубликовано 16 ноября 2021).

ВЦИОМ представляет данные о том, сколько россияне читают и какими видят современных отечественных писателей. Опубликовано 9 июня 2021 г.

Россияне назвали своих самых любимых поэтов: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса. Опубликовано 10.02.2021.

ВЦИОМ представил портрет российского читателя-2020 (опубликовано февраль 2020). См. также. 

Более чем у половины жителей России к чтению художественной литературы прохладное отношение... Левада-центр. Опрос "Досуг и развлечение" (проведен 24–29 мая 2019 года). Опубликовано 01.07.2019 г. Подробнее...

Маргарита Самохина. Немного о чтении в сегодняшнем мире: размышления социолога (Интернет-газета РГБМ "Территория L". 2019-03-15);
Читательское общение молодых в Интернете: константы и перемены (Интернет-газета РГБМ "Территория L". 2019-06-18).

Брендан Браун.Что и как читают миллениалы (Интернет-газета РГБМ "Территория L". 2019-06-18)

 #ЯЧитаю: Как в социальных медиа отражается чтение книг (опубликовано 19.11.2018)
 

First Monday. Volume 23, Number 10 - 1 October 2018 (на англ.яз) Специальный выпуск авторитетного академического журнала FirstMonday всесторонне рассматривает пути, гипотезы и рекомендации, которые возникли в ходе исследования различных аспектов чтения печатных текстов и чтения с экрана. Публикуются результаты исследования, проведенного инициативной группой «Evolution of Readingin the Age of Digitisation» (E-READ) («Развитие чтения в эпоху оцифровки»), объединившее около 200 европейских ученых и общественных деятелей.

Любимые книги: что читают россияне? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме чтения (Выпуск №3776, опубликовано  01 Октября 2018).

Что читают россияне? Самым популярным чтивом для россиян являются новости в социальных сетях и в СМИ (ВЦИОМ, Выпуск №3765, опубликовано 18 Сентября 2018)

"Левада-Центр"  провел опрос, какие занятия россияне считают радостными. Пятая часть опрошенных радуется чтению книг (опубликовано 24.05.2018). Подробнее...

ВЦИОМ: Читать или не читать? Пресс-выпуск № 3530 от 06.12.2017

Опубликован ежегодник: Общественное мнение – 2016. М.: Левада-Центр, 2017 – 272 с.
Восемнадцатый выпуск ежегодника «Общественное мнение-2016» продолжает серию изданий, в которых представлены основные результаты социально-политических и социально-экономических исследований, проводимых на основе массовых опросов. Публикуемые материалы ранее помещались в периодических изданиях, на интернет-сайтах. О чтении: стр 155-157. Читать, скачать здесь

Компания «Делойт», СНГ представляет комплексное исследование, посвященное изучению медиапотребления в России:

- Медиапотребление в России. Инициативное комплексное исследование (2015).

- Медиапотребление в России. Ключевые тенденции за 2016 год.

- Медиапотребление в России – 2017. Ключевые тенденции.

- Медиапотребление в России - 2018

- Медиапотребление в России – 2019

- Медиапотребление в России – 2020

- Медиапотребление в России - 2021

 

Загидуллина М.В. Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни (Челябинск). Опубликовано: Социологические исследования № 5, 2016.

Опубликованы результаты исследования РГБМ "Молодые герои отечественной литературы глазами современного молодого читателя" (М., 2015).

Молодой читатель в пространстве отечественной литературы: некоторые парадоксы. М.Самохина (опубликовано январь 2016).

Исследование Deloitte: потребление электронных книг в России выросло за 3 года на 31% (опубликовано 15.01.2016).

Слышали ли вы о белорусской писательнице Светлане Алексиевич? (Левада-Центр, опубликовано 30.10.2015).

ФОМ : Что читают россияне? Много ли люди читают? И каким жанрам отдают предпочтение? (опубликовано 11.08.2015)

ФОМ: Мнение россиян о культурной политике. (Опубликовано 06.05.2015) 

Опубликованы результаты исследования 2015 года: 34% россиян за последний год не прочли ни одной книги (Левада-Центр, опубликовано 19.05.2015).

12% опрошенных обращаются к Интернету, чтобы найти или прочитать книгу (Левада-Центр, опубликовано 20.11.2014).

ФОМ: "Кто и как любит читать книги". (опубликовано 11.11.2014)

Хусаинова Э.Г. В зеркале социологии // Современная библиотека 2014. № 7. С. 38-44. Исследования НБ Татарстана.

ФОМ: Ходят ли россияне в библиотеки? И какие реформы предлагают провести для привлечения читателей? (опубликовано 31 января 2013 г.) 

Руководство администратора

Руководство администратора

Список аудитории, соответствующий администраторам

Публикация исследований

Корректировка опубликованных исследований

Просмотр всех исследований

Куда обращаться при возникновении проблем, связанных с работой базы

 

Список аудитории, соответствующий администраторам

ФГБУ "Российская национальная библиотека":
                   Взрослая
                   Детская, юношеская и взрослая
                  Юношеская и взрослая


ФГБУК "Российская государственная детская библиотека"
               Детская
               Детская и взрослая
               Детская и юношеская
              Юношеская

Публикация исследований

 Все готовые ("закрытые") анкеты попадают в список для дальнейшей обработки и публикации администраторам базы. Для этого существует два пункта меню: "Публикация исследований(с 1-й страницы)" и "Публикация исследований (страница публикации). При выборе этих пунктов администратор видит список готовых анкет, которые необходимо проверить и опубликовать.  

1a-admin

Если выбран пункт "Публикация исследований( с 1-й страницы)", то при выборе анкеты откроется ее первая страница и далее администратору необходимо проверить все данные. Дойдя до страницы публикации, необходимо отметить поле "Исследование опубликовано" и нажать кнопку "Далее".  После этого данная анкета появится в опубликованных.

ВАЖНО! Если аудитория исследования не соответствует списку аудиторий данного администратора, то "галку" поля "Исследование опубликовано" ставит не надо, а данную анкету необходимо перенаправить другому администратору. 

2a-admin

Для корректировки опубликованных анкет служит пункт "Корректировка опубликованных исследований". 

 

Корректировка опубликованных исследований.

Если в опубликованной анкете обнаружена ошибка, то с помощью данного пункта ее можно исправить. Для этого нужно найти ее в списке, внести необходимые изменения и нажать кнопку "Далее".

ВАЖНО! Если на остальных страницах вносить изменения не надо, то можно выйти из режима корректировки, выбрав любой другой пункт меню. Сохранение данных одной страницы осуществляется по нажатии кнопки "Далее".

Просмотр  всех исследований.

В данном пункте меню можно просмотреть все имеющиеся в базе исследования.

 

Куда обращаться при возникновении проблем, связанных с работой базы.


При возникновении проблем, связанных с работой базы при осуществлении поиска, можно обратиться через Обратную связь, указав e-mail и описав проблему. Так же можно обратиться по контактным электронным адресам, указанным в "Контактной информации".

Рекомендуемые браузеры для просмотра сайта: Google Chrome , Mozilla Firefox.

 

Публикация исследований (страница публикации)



Публикация исследований (страница публикации)


Данные не найдены