Просмотр исследования
Идентификационный код исследования: 227.
Название исследования: Чтение юных в новой информационной среде
Аудитория изучения: Детская и юношеская
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Официальное название библиотеки (учреждения), сообщающей сведения об исследовании:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Тамбовская областная детская библиотека»
Федеральный округ: Центральный
Регион: Тамбовская область
Полный почтовый адрес библиотеки: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 59
Электронный адрес и контактное лицо для связи по вопросам исследования: op@tambovodb.ru - Климанова Инна Анатольевна, заведующий отделом обслуживания подростков
Телефон/факс 8 – код города: 8 (4752) 71-26-63
Адрес сайта библиотеки: https://tambovodb.ru
Сроки проведения исследования (месяц.год): с 6.2017 по 6.2017
Цель и задачи исследования:
Цель исследования - получение обоснованной научной картины читательского поведения подростков в условиях мультимедийной электронной культуры и определения стратегических направлений деятельности библиотеки по поддержке и развитию читательской культуры подрастающего поколения.
Основными задачами исследования стали:
1. Выявить типичные модели информационного поведения подростков и способы самостоятельной навигации в мультимедийной информационной среде.
2. Определить, насколько чтение включено в информационное поведение современного подростка.
3. Проанализировать качественные особенности чтения подростков.
4. Уточнить основные критерии оценки деятельности библиотеки подростками и их представления о библиотеке.
5. Сформулировать рекомендации для библиотекарей по оптимизации работы по привлечению подростков к чтению, стабилизации и развитию их читательской деятельности и читательских интересов.
Роль библиотеки в исследовании: заказчик и соисполнитель
Организация-заказчик: Библиотека - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Тамбовская областная детская библиотека»
Руководитель исследования |
Место работы |
Образование |
Гребенникова Елена Васильевна | Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Тамбовская областная детская библиотека» | высшее (библиотечно-информационное) |
Организации-исполнители и соисполнители (в том числе базы исследования): Другие организации - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Основные исполнители исследования |
Место работы |
Образование |
Стефановская Наталия Александровна | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» | ученая степень |
Климанова Инна Анатольевна | Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Тамбовская областная детская библиотека» | |
Иванова Анастасия Валерьевна | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» | |
Источник финансирования:
- Место проведения исследования
-
Тип населённого пункта: |
Областной центр |
Количество населения (если город): |
Большой город (с населением от 100 тыс. чел. до 1 млн.) |
Название населённого пункта: |
Тамбов |
Масштаб исследования:
Точки проведения исследования: библиотеки
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: Респонденты - Подростки, читатели библиотеки.
Предмет исследования: Специфика читательской деятельности подростков в условиях новой информационной среды
Характеристика респондентов
Пол: Группы по полу не выделяли
- Возраст
-
Дети: | 10-11 лет; 12-13 лет; 14-15 лет |
Детские и молодежные группы: | Учащиеся основной школы |
Выборка
Общий объем выборки ( количество опрошенных человек): 203
Тип выборки (каким образом отбирались респонденты): Случайная
III. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы сбора данных в исследовании
- Анализ документов (количество)
| Библиотечной статистики |
| Читательских формуляров |
| Читательских отзывов, дневников чтения и т. п. |
| Других документов |
- Наблюдение (бланк наблюдения)
| В библиотеке (на абонементе, в читальном зале и т.д.) |
| В другом месте (где именно): |
- Опрос
- Анкетный опрос (анкеты)
Анкета
| Анкета находилась в свободном доступе |
 | Анкета распространялась библиотекарем |
| Анкета напечатана в газете |
| Почтовый опрос |
| Электронный опрос |
| Телефонный опрос |
- Интервьюирование
| Интервьюирование (бланк интервью) |
- Другой (укажите какой):
- Тестирование
- Экспертный опрос
| Экспертный опрос(методика) |
- Эксперимент
Методы обработки результатов
| Ручная обработка |
 | Компьютерная обработка (какая использовалась программа): IBM SPSS Statistics v.19 |
IV. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Подводя итоги проведенному исследованию, сформулируем его основные выводы.
В структуре досуга нынешних подростков формы, ориентированные на физическую активность (прогулки, спортивные секции), и на интеллектуальное или творческое развитие начинают постепенно преобладать над пассивными формами погружения в мультимедийную, виртуальную среду. Сохраняется интерес к читательской деятельности. Большинство подростков способны использовать вариативные стратегии поиска информации, с привлечением различных источников, как традиционных, так и электронных, в зависимости от ситуации и характера информационных потребностей. При этом в поиске информации в учебных целях, они более склонны обращаться за помощью или рекомендацией к старшим, а в поиске личностно значимой информации – проявлять самостоятельность, независимость выбора. Среди целей чтения выделяются личный интерес и познание. Но, к сожалению, тематический круг читательских интересов подростков, в значительной мере замыкается лишь на одном V. ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Форма представления результатов исследования
Способы использования результатов исследования
| Годовой отчет библиотеки учредителю |
 | Публичный отчет библиотеки |
 | Выступление на семинарах, совещаниях (каких именно): |
| Выступление на курсах повышения квалификации (каких именно): |
| Индивидуальные консультации библиотечных специалистов |
 | Печатные публикации (брошюры, статьи, заметки) |
| Электронные публикации |
| Другое (что именно): |
Использование результатов исследования в практике деятельности библиотеки
- Какие управленческие решения были приняты по итогам проведенного исследования:
- Как повлияли результаты исследования на практику деятельности библиотеки
 | Использовались в конкретной библиотеке |
| Использовались в библиотеках региона, области |
| Использовались в библиотеках региона, области |
| Использовались еще в (укажите где): |
| Не использовались |
Публикации по результатам исследования
Полное библиографическое описание публикации
Библиографическое описание |
Тип публикации |
Ссылка на публикацию |
Стефановская Н.А., Иванова А.В. Читательское поведение подростков в современной информационной среде // Четвёртый Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрёстке» (Челябинск, 26–27 октября 2017 г.) : материалы форума / науч. ред., сост. Ю. В. Гушул, В. Я. Аскарова ; М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры Челяб. обл., Рос. библ. ассоц., Рус. шк. библ. ассоц., Юж.-Урал. | Печатная | |
Стефановская Н.А., Климанова И.А., Иванова А.В. Что и как читают современные подростки // Материалы Постоянного Круглого стола «Приобщение к чтению: теория, история, практики» : доклады научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 14 / под ред. В.А. Лекторского. – М. : Канон-Плюс, 2017. – С.93-96. | Печатная | |
Стефановская Н.А., Климанова И.А., Иванова А.В. Чтение юных в новой информационной среде // Школьная библиотека: сегодня и завтра.- 2018. - 1. - С. 34-40. | Печатная | |
Стефановская Н.А., Климанова И.А., Иванова А.В. Информационное поведение подростков: Интернет VS библиотека // Социолог и психолог в библиотеке: сб. статей и материалов. Вып. XI / Рос. гос. б-ка для молодежи. – М., 2018. – С. 61-66. | Печатная | |