Просмотр исследования
Идентификационный код исследования: 215.
Название исследования: Всероссийское исследование «Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков» 2019-2020
Аудитория изучения: Детская и юношеская
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Официальное название библиотеки (учреждения), сообщающей сведения об исследовании:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российская государственная детская библиотека"
Федеральный округ: Центральный
Регион: Москва
Полный почтовый адрес библиотеки: 119049, город Москва, Калужская площадь, 1-3
Электронный адрес и контактное лицо для связи по вопросам исследования: kolosova@rgdb.ru Колосова Елена Андреевна
Телефон/факс 8 – код города: (499) 230-00-95 доб. 258
Адрес сайта библиотеки: https://rgdb.ru/
Сроки проведения исследования (месяц.год): с 12.2019 по 3.2020
Цель и задачи исследования:
Основной целью исследования было выявить, насколько современные дети и подростки испытывают необходимость в изучении истории войны; осуществляется ли передача памяти о событиях войны и ее участниках в семьях; читают ли дети и подростки книги о войне и как относятся к произведениям военной тематики.
Задачи исследования:
Изучить отношение современных детей и подростков к теме Великой Отечественной войны;
Проанализировать виды читательских практик, связанных с темой войны, в том числе получить представление о новых видах читательских практик, связанных с использованием Интернета;
Представить особенности читательского поведения детей и подростков, связанного с военной тематикой.
Роль библиотеки в исследовании: заказчик и исполнитель
Организация-заказчик:
Руководитель исследования |
Место работы |
Образование |
Колосова Елена Андреевна | Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российская государственная детская библиотека" | ученая степень |
Организации-исполнители и соисполнители (в том числе базы исследования):
Основные исполнители исследования |
Место работы |
Образование |
Губанова Александра Юрьевна | Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российская государственная детская библиотека" | ученая степень |
Коняшкина Анна София Владимировна | Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российская государственная детская библиотека" | |
Источник финансирования: бюджет библиотеки
- Место проведения исследования
-
Тип населённого пункта: |
|
Количество населения (если город): |
|
Название населённого пункта: |
|
Масштаб исследования: Межрегиональное
Точки проведения исследования: библиотеки
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: Респонденты - Российские дети и подростки от 7 до 18 лет
Предмет исследования: тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков
Характеристика респондентов
Пол: Группы по полу не выделяли
- Возраст
-
Дети: | 7-9 лет; 10-11 лет; 12-13 лет; 14-15 лет; 16-17 лет |
Детские и молодежные группы: | Учащиеся начальной школы; Учащиеся основной школы; Учащиеся старших классов |
Выборка
Общий объем выборки ( количество опрошенных человек): 10044
Тип выборки (каким образом отбирались респонденты): Случайная
III. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы сбора данных в исследовании
- Анализ документов (количество)
| Библиотечной статистики |
| Читательских формуляров |
| Читательских отзывов, дневников чтения и т. п. |
| Других документов |
- Наблюдение (бланк наблюдения)
| В библиотеке (на абонементе, в читальном зале и т.д.) |
| В другом месте (где именно): |
- Опрос
- Анкетный опрос (анкеты)
Анкета по ВОВ
Гайд фокус-группы
| Анкета находилась в свободном доступе |
 | Анкета распространялась библиотекарем |
| Анкета напечатана в газете |
| Почтовый опрос |
 | Электронный опрос |
| Телефонный опрос |
- Интервьюирование
| Интервьюирование (бланк интервью) |
- Другой (укажите какой):
- Тестирование
- Экспертный опрос
| Экспертный опрос(методика) |
- Эксперимент
Методы обработки результатов
| Ручная обработка |
 | Компьютерная обработка (какая использовалась программа): |
IV. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Чтение литературы о войне, книг, связанных с военной тематикой, всегда входило в сферу читательских интересов детей и подростков. Эта литература, с одной стороны, входила в школьную программу нескольких поколений россиян и является обязательной к прочтению, с другой стороны, это так называемая классика, к чтению которой приобщают родители, выросшие на этих книгах.
Как показало исследование, дети обращаются к теме войны не только по заданию в школе, а больше для того, чтобы расширить свой кругозор, для домашнего чтения. 78% школьников получают информацию о Великой Отечественной войне из книг, при этом библиотека основной источник получения книг и место, где проводятся различные мероприятия на эту тему для детей.
Таким образом, несмотря на засилье интернета в жизни подрастающего поколения, печатная книга остается самым надежным источником. Четко просматривается общая тенденция: книги опрошенные дети и подростки берут в библиотеке.
V. ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Форма представления результатов исследования
| |
| Статистический отчет (таблицы, схемы) |
 | Текстовый отчет об исследовании |
 | Публикация отчета на сайте учреждения |
| Публикация отчета типографским способом |
| Другое (что именно): |
Способы использования результатов исследования
| Годовой отчет библиотеки учредителю |
| Публичный отчет библиотеки |
 | Выступление на семинарах, совещаниях (каких именно): |
| Выступление на курсах повышения квалификации (каких именно): |
 | Индивидуальные консультации библиотечных специалистов |
 | Печатные публикации (брошюры, статьи, заметки) |
 | Электронные публикации |
| Другое (что именно): |
Использование результатов исследования в практике деятельности библиотеки
- Какие управленческие решения были приняты по итогам проведенного исследования:
- Как повлияли результаты исследования на практику деятельности библиотеки
| Использовались в конкретной библиотеке |
 | Использовались в библиотеках региона, области |
 | Использовались в библиотеках региона, области |
| Использовались еще в (укажите где): |
| Не использовались |
Публикации по результатам исследования
Полное библиографическое описание публикации
Библиографическое описание |
Тип публикации |
Ссылка на публикацию |
Губанова А.Ю., Коняшкина А.С.В. Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков как форма сохранения исторической памяти // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Отв. редактор В.А. Мансуров. 2020. С. 4353-4359. | Электронная | https://ssa-rss.ru/files/File/Conference/VSK-VI/Sbornik/GubanovaAYu_KonyashkinaA-SV.pdf |