Просмотр исследования
Идентификационный код исследования: 202.
Название исследования: Детское чтение в Республике Саха (Якутия)
Аудитория изучения: Детская
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Официальное название библиотеки (учреждения), сообщающей сведения об исследовании:
Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)
Федеральный округ: Дальневосточный
Регион: Республика Саха (Якутия)
Полный почтовый адрес библиотеки: 677000 Якутск, пр. Ленина, 40
Электронный адрес и контактное лицо для связи по вопросам исследования: aizok@mail.ru Неустроева Аиза Борисовна
Телефон/факс 8 – код города: 89246617415
Адрес сайта библиотеки: https://nlrs.ru/
Сроки проведения исследования (месяц.год): с 1.2019 по 12.2020
Цель и задачи исследования:
Целью социологического опроса стало выявление современных тенденций и изменений в характеристиках детского чтения в Республике Саха (Якутия).
Основными задачами исследования стали:
1. определение места чтения в структуре ценностей и в структуре свободного времени детей;
2. анализ читательского поведения современных детей, выявление читательских интересов, качества и спектра мотивации чтения детей;
3. определение видов современного чтения и характеристик основных типов детей по отношению к чтению;
4. определение воздействия новых информационных технологий на процесс чтения (аудиокниги, электронные книги, чтение в Интернете);
5. выявление проблем детского чтения, факторов, влияющих на формирование отношения к чтению у детей, причин снижения интереса к чтению среди детей;
6. анализ роли чтения в жизни семьи, влияние родителей на формирование читательского интересу у детей и подростков;
7. определение места и роли библиотек в удовлетворении потребностей в чтении у детей.
Роль библиотеки в исследовании: заказчик и исполнитель
Организация-заказчик: Библиотека - Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)
Руководитель исследования |
Место работы |
Образование |
Афанасьева Ольга Ильинична | Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) | ученая степень |
Организации-исполнители и соисполнители (в том числе базы исследования):
Основные исполнители исследования |
Место работы |
Образование |
Неустроева Аиза Борисовна | Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) | ученая степень |
Источник финансирования: бюджет библиотеки
- Место проведения исследования
-
Тип населённого пункта: |
Столица республики РФ |
Количество населения (если город): |
Большой город (с населением от 100 тыс. чел. до 1 млн.) |
Название населённого пункта: |
Якутск |
Масштаб исследования: В масштабе региона
Точки проведения исследования: учебные заведения; учреждения дополнительного образования для детей (дома творчества, кружки, секции и пр.)
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: Респонденты - детей и подростков школьного возраста
Предмет исследования: тенденции и изменения в характеристиках детского чтения в Республике Саха (Якутия)
Характеристика респондентов
Пол:
- Возраст
-
Дети: | 10-11 лет; 12-13 лет; 14-15 лет; 16-17 лет |
Детские и молодежные группы: | Учащиеся основной школы; Учащиеся старших классов |
Профессиональные группы: | Группы не выделялись |
Выборка
Общий объем выборки ( количество опрошенных человек): 850
Тип выборки (каким образом отбирались респонденты): Многоступенчатая
III. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы сбора данных в исследовании
- Анализ документов (количество)
| Библиотечной статистики |
| Читательских формуляров |
| Читательских отзывов, дневников чтения и т. п. |
| Других документов |
- Наблюдение (бланк наблюдения)
| В библиотеке (на абонементе, в читальном зале и т.д.) |
| В другом месте (где именно): |
- Опрос
- Анкетный опрос (анкеты)
Анкета дети
 | Анкета находилась в свободном доступе |
 | Анкета распространялась библиотекарем |
| Анкета напечатана в газете |
| Почтовый опрос |
 | Электронный опрос |
| Телефонный опрос |
- Интервьюирование
| Интервьюирование (бланк интервью) |
- Другой (укажите какой):
- Тестирование
- Экспертный опрос
| Экспертный опрос(методика) |
- Эксперимент
Методы обработки результатов
| Ручная обработка |
 | Компьютерная обработка (какая использовалась программа): SPSS |
IV. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2019-2020 годах Научно-исследовательским центром Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) был проведен социологических опрос детей и подростков школьного возраста. Всего было опрошено 850 респондентов из 29 населенных пунктов, расположенных на территории 12 районов и г. Якутска. Данный опрос стал продолжением социологического исследования, проведенного в 2013 году в Республике Саха (Якутия) и позволил выявить и сравнить основные показатели детского чтения. В 2013 году в анкетировании приняло участие 804 школьника в возрасте от 10 до 17 лет, опросом было охвачено 12 районов и городов республики.
В исследовании в качестве основного метода сбора данных использовалось формализованное анкетирование по специально разработанной анкете, состоящей из 33 вопросов. Была использована многоступенчатая стратифицированная случайная выборка в зависимости от пола, возраста и места проживания респондента. В некоторых районах для сбора анкет было использовано онлайн-приложение Google Forms. V. ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Форма представления результатов исследования
| Детское чтение РСЯ |
 | Статистический отчет (таблицы, схемы) |
 | Текстовый отчет об исследовании |
 | Публикация отчета на сайте учреждения |
| Публикация отчета типографским способом |
| Другое (что именно): |
Способы использования результатов исследования
 | Годовой отчет библиотеки учредителю |
 | Публичный отчет библиотеки |
 | Выступление на семинарах, совещаниях (каких именно): |
 | Выступление на курсах повышения квалификации (каких именно): |
| Индивидуальные консультации библиотечных специалистов |
 | Печатные публикации (брошюры, статьи, заметки) |
 | Электронные публикации |
| Другое (что именно): |
Использование результатов исследования в практике деятельности библиотеки
- Какие управленческие решения были приняты по итогам проведенного исследования:
- Как повлияли результаты исследования на практику деятельности библиотеки
| Использовались в конкретной библиотеке |
 | Использовались в библиотеках региона, области |
 | Использовались в библиотеках региона, области |
| Использовались еще в (укажите где): |
| Не использовались |
Публикации по результатам исследования
Нет публикаций